Нейроэкономика и нейромаркетинг: исследования поведения потребителей в период COVID-19

Вадим Кожевный
20 ноября 2020
Главная / Блог / Нейроэкономика и нейромаркетинг: исследования поведения потребителей в период COVID-19

Данные исследований показывают, что в период с 2020 по 2025 год, среднегодовой темп роста нейромаркетинга вырастет на 15,6%. Но реальны ли эти показатели в период тотального мирового карантина и глобального экономического кризиса? Давайте разбираться!

Нейронаука очень выгодна в анализе и изучении восприятия потребителей и сыграла важную роль в улучшении прогнозов поведенческих моделей потребителей. Нейронаука позволяет исследовательским и маркетинговым компаниям уделять особое внимание своим услугам в соответствии с ожиданиями клиентов.

  • Нейромаркетинговые решения чрезвычайно эффективны в процессе сбора данных о потребителях в маркетинговой среде благодаря использованию методов нейробиологии. Рост осознания потенциальных преимуществах этих методов, способствует быстрому внедрению различных методов нейромаркетинга. Крупные компании, такие как PepsiCo, The Weather Channel, Ebay и Daimler, проводят собственные нейромаркетинговые исследования для улучшения своих маркетинговых стратегий, опросов фокус-групп и разработки рекламных кампаний.
  • Различные производители разрабатывают новые технологические подходы (программное обеспечение, приложения и пользовательские интерфейсы), чтобы компании могли понимать своих клиентов и предлагать им индивидуальные маркетинговые концепции. Такие бренды, как Campbell’s и Frito-Lay, применяют технологию нейровизуализации, чтобы взглянуть “по-новому” на дизайн своего бренда или упаковку. Научно доказано, что покупатели по-разному реагируют на изменения цвета, шрифта текста и изображений, что, в конечном итоге, влияет на решение о покупке.

Влияние Covid-19 на рынок нейромаркетинга 

Пандемия Covid-19 вызвала серьезные изменения во всем мире, и не только в сфере здравоохранения, но и в экономике. Поскольку правительства разных стран направили свои силы, чтобы остановить рост числа жертв пандемии, производители и потребители невольно страдают от экономических последствий. За очень короткое время значительно упали средние экономические показатели, даже в сравнении с результатами последнего глобального экономического кризиса. Нынешняя ситуация демонстрирует не только значительные производственные дисбалансы между странами, но и временную или даже постоянную остановку деловой активности, что, в свою очередь, порождает высокий уровень безработицы и нищеты.

Что касается нейромаркетингового рынка, то наблюдать негативное влияние Covid-19 можно будет в краткосрочной, так как для проведения точного нейроисследования требуется большая выборка данных, соответственно нужное количество респондентов. Кроме того, пострадает производство нейромаркетинговых систем, поскольку из-за карантина нарушена система поставок, а производственные мощности работают не в полную силу. 

Последствия Covid-19 привели к значительным изменениям в привычках и поведении потребителей, главным образом из-за ограничения свободы и многих запретов, к которым никто из нас не был готов. Таким образом, глобальные ограничения передвижения, вынуждают потребителей принимать новые модели поведения, например, надобность соблюдения социальной дистанции. Благодаря этому, клиенты резко отказались от большей части дискреционных расходов, в основном это услуги и развлечения, и увеличили количество покупок через интернет, что, в свою очередь, привело к развитию так называемого Omnichannel, подхода к торговле, что подразумевает одновременное использование всех оффлайн и онлайн каналов коммуникации при покупке. Кроме того, рост спроса на домашние развлечения через стримы и ужесточение компульсивного поведения, в основном из-за покупок предметов первой необходимости и гигиены, предельно описывает этот новый опыт в жизни современного человека. Однако, как только этап покупок, сделанных в панике, пройдет, все равно последствия Covid-19 будут ощутимы еще длительное время, особенно в привычках и поведении потребителей. Исследования доводят, что сохранится тенденция к более безопасному потреблению и стремление к практичности и комфорту.

Соответственно, одним из самых важных факторов становится понимание потребителями возможных последствий, вызванных текущей ситуацией. Компании должны быть готовы к изменениям в соответствии с предпочтениями и возможностями клиентов.

Еще одна проблема, с которой столкнутся компании — сохранение лояльности, поэтому бренды должны вызывать доверие и близость, стремиться к индивидуальности и удовлетворять эмоциональные потребности.

Изучение поведения потребителей в период пандемии

Технологический прогресс нейромаркетинговых исследований позволяет лучше понять, как работает мозг в момент принятия решений. Это дает право утверждать, что различные факторы могут влиять на принятие решений на нейропсихологическом уровне. 

Изучение этого процесса должно проходить с помощью различных наук и технологий (экономика, психология, бихевиористика, маркетинг):

  • Изучение влияния Covid-19 на краткосрочное поведение потребителей;
  • Анализ воздействия коронавируса на экономические ситуации;
  • Социальные и психологические изменения, вызванные текущей ситуацией;
  • Изучение поведения потребителей с точки зрения нейромаркетинга и / или нейроэкономики.

Последним занимается компания Нейротрек, которая, несмотря на Covid-19, активно проводит нейромаркетинговые исследования, соблюдая все карантинные нормы.

Команда Нейротрек уверена, что карантин позволит осознать все преимущества нейромаркетинга для улучшения Вашего продукта и увеличения клиентского доверие в долгосрочной перспективе.